Форум » Белокриницкое Беглопоповское Старообрядческое Согласие » Интервью со староверкой » Ответить

Интервью со староверкой

+Вл. ДИМИТРIЙ: Интервью, взятое у Ефросинии Савельевны Матвеевой эксклюзивно для Всероссийского Вестника ИПХ «РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ» (03.11.2009г.) - еп. Димитрiй: Сегодня беру у тебя интервью, так как всегда считал тебя истинным представителем беспоповского староверия, и твой 90-летний жизненный подвиг вдохновил меня на дело служения Церкви Хрiстовой. - Ефросиния Савельевна: Я очень слаба памятью. Рассказать что-то вряд ли смогу. Всегда просто молилась Богу и никогда не посетила ни один старообрядческий храм. - еп. Димитрiй: Ныне, дорогая бабушка, здесь присутствует официальное лицо, гл. редактор Всероссийского Вестника ИПХ «РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ» матушка Татиана Афанасьева. Расскажи, пожалуйста нам молодежи о вере нашей, коя ныне пребывает в забвении от людей мiра сего. Скажи нам слово Истины и напутствие в жизнь, в сии нелегкие последние времена. - Ефросиния Савельевна: Родилась в Витебске, в Витебске крестилась. В Витебске крестилась правильно. Почему-то бабушка моя очень любила молиться чтоли. Очень любила молиться. Но была безграмотная, плохо читала. Молитвы знала наизусть. Только улавливала слова веры. Мама моя стала посещать никонианские храмы, такое было время. Какое время, такая и жизнь. Я тоже несколько раз посещала обыкновенные государственные церкви. - еп. Димитрiй: Никонианские храмы у Вас тогда назывались хохлятскими? - Ефросиния Савельевна: Уже не помню. У нас там и не было таких церквей христианских, маленьких моленных. Поэтому многие посещали государственные. Рядом с нами была одна моленная, но мы уже почему-то туда не ходили, как бы сказать. Все было непросто. Для нас не было моленной. - еп. Димитрiй: Где молился твой отец? - Ефросиния Савельевна: Молился просто в Витебске. Была большая церковь. Очень много было древних книг. Но они все сгорели, но я знаю. Аня (примечание: младшая сестра) однажды пошла с папой. Была маленькая, молиться было безсмысленно, не понимала всего, уснула. Папа пришел домой без Ани, за молитвой забыл о ней. Спросил у мамы, а та говорит: онаж с тобой пошла. Это была русская церковь. Батюшка закрыл церковь. Когда ее открыли – там спала Аня. - еп. Димитрiй: Значит не надо было ходить в русские храмы? - Ефросиния Савельевна: Просто она не понимала. Просто папа был православный образованный и очень верующий, а мама – просто крестьянка, но оба были старообрядцы. - еп. Димитрiй: Расскажи, пожалуйста, о быте тех времен. - Ефросиния Савельевна: Кто его знает, трудно вспомнить. Крупчатый белый хлеб покупали только младенцам. Черный сами пекли, но и покупали для старших. Поэтому мы крестимся двумя перстами, но многие вокруг нас перестали это делать. Твой отец признавал советскую власть, ты знаешь, это от нас мало зависело. Нечем было сеять, был голод по всей Белоруссии, все поля засевались только луком. - еп. Димитрiй: Может быть это делалось специально, дабы погубить православный народ? - Ефросиния Савельевна: Нет, что ты? Такого не может быть! Просто были тогда всякие отклонения. Как тебе сказать? Тогда были такое, отклонения. Как тебе сказать? Одно время не разрешали, было очень строго, не разрешали носить крестики, молиться. Это не русские издевались над белорусским народом. Разница была только: евреи и русские. Белорусы – тоже русские. Только наречие было белорусское. На белорусском языке были, ну как тебе сказать, белорусы веровали и молились издревле на белорусском языке. Евреи не плохие были, просто отклонения, как тебе сказать? Евреи – жиды. Иначе не называли их. В основном, понимаешь, такое было время, они были и руководителями. Но в основном разницы не было, делали так власти. Поляков было мало, потому что они считались заграницей. Русские и поляки – это одно и тоже. Все было как-то подругому. С Костей (примечание: Константин Егорович Руцкий) мы поехали в беларусскую деревню. В Шипягах жили беларусы и русские. В Стехово жили белорусы, это деревня фамилии Руцких. Я сейчас по паспорту Руцкая. Матвеева по отцу. Одно время было так, что в церковь не пускали. К украинцам не было плохого отношения, но не было и равноправия. Все говорили на своем языке. В Стехово в основном жили Руцкие. В основном в Стехово жили поляки. - еп. Димитрiй: Очень много наших родственников из Стехово живет по всему мiру, в разных государствах. Стараюсь поддерживать с ними контакты. - Ефросиния Савельевна: Это радует. Поела бы я. Что подогреете, то и буду. Поем и каши гречневой с подливкой. Гречиха у нас ее называли, в основном так. - еп. Димитрiй: Спаси Хрiстос! - Ефросиния Савельевна: Про себя читаю перед едой: Господи Iсусе Хрiсте, Сыне Божий, прости и помилуй меня. Отец твой помоему не читает молитву перед едой. Но мне он читает Отче наш, когда кормит меня. - еп. Димитрiй: В заключение интервью скажи что-нибудь в назидание современным староверам. Ведь в старообрядчестве очень сильный раскол и иерархи давно предали Хрiста, продавшись властьпридержащим. - Ефросиния Савельевна: Надоже! Это интервью для газеты? Для газеты мне все равно, главное если для тебя. - еп. Димитрiй: Это прочтут тысячи людей и укрепятся в вере. - Ефросиния Савельевна: Это, конечно, важно мне. Понимаешь, речь русская и белорусская помешались. И теперь молюсь только по русски: Господи Iсусе Хрiсте, Сыне Божий, прости и помилуй меня. - еп. Димитрiй: Благословение Господне на Вас всегда, ныне и присно, и во веки веком. Аминь!

Ответов - 0



полная версия страницы